|
|
Заметка : Знакомьтесь, метафорические
ассоциативные карты!
О проективной методике МАК
Притча «О
СТАРОМ СЛЕПОМ ОДИНОКОМ НИЩЕМ»
Старый
слепой одинокий нищий случайно поймал птицу счастья.
- Отпусти меня, - попросила она, - тогда я исполню любое твое желание. Но имей в
виду, что желание может быть только одно.
Старик подумал, отпустил птицу и сказал:
- Я хочу увидеть, как мои внуки играют алмазами на седьмом этаже моего
дворца!
О чем эта притча?
- О старом слепом одиноком нищем! - скажет один.
- Она о физическом недостатке и бедности… - пожмет плечами другой.
- О старости и одиночестве? - задумчиво произнесет третий.
- Нет, скорее всего, о птице счастья… - возразит следующий.
- А
почему о птице счастья? Возможно о желаниях и целях! - воскликнет пятый.
- О доброте, ведь он отпустил птицу. - с грустью в глазах промолвит шестой.
- Нет, нет, нет! Об ограничениях! Ведь птица пообещала выполнить только одно
желание… - скажет последний из не высказавшихся.
Из этого диалога следует, что данную притчу можно рассматривать с разных сторон,
и каждый из оппонентов будет прав, так как видит в ней что-то свое.
Если в момент рассуждения и обсуждения истории не мешать человеку быть
спонтанным, то поток ассоциаций выведет его на тот уровень понимания себя,
который именно этому человеку необходим для состояния «здесь и сейчас».
Ограничивая себя в спонтанном реагировании, опираясь на чужой опыт, на оценку
«правильно – неправильно», подгоняя свое видение истории под норму и правила, мы
лишаем себя быть самими собой в выборе интерпретаций.
Рассматривая интерпретацию не только как «толкование, объяснение, раскрытие
смысла чего-н.» (Д.Н.Ушаков), а немного с другой стороны, например, как
жизненный опыт, мировоззрение, багаж знаний, отношение к себе и с окружающими,
мы можем посмотреть на себя и на свои ценности под другим углом зрения, в более
безопасном режиме.
А что такое безопасный режим? Это прямой путь к познанию себя… а значит и к
своему подсознанию.
Пример с притчей был показательным в плане описания процесса работы проективных
методик, к которым относятся и МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ.
Метафорические ассоциативные карты позволяют человеку через зрительные образы
познакомиться с собой и приоткрыть доступ к своему глубинному познанию.
Каждый из нас изначально является источником знаний о себе и об окружающем мире,
что подкрепляется инсайтами сделанными нами в процессе жизни.
Инсайт – это то, что мы о себе уже знали, но
временно не могли увидеть!
Карты
помогают вернуть и направить наше внимание к себе через сопоставление образа и
волнующего вопроса.
Образ в этом случае является проводником в мир «прошлого», которое соприкасается
с «настоящим» и находит опору в «будущем».
Немного истории…
Первая колода из ряда метафорических ассоциативных карт появилась в 1975 году,
благодаря замечательному профессору искусствоведения Эли Раману из Канады. Его
увлечение модернистским направлением в искусстве построено на применении
изменчивых форм, в которых зритель становится соучастником процесса изменения («variable
structure»)
Интересно, что название колоды полностью отражает смысл, заложенный в работу с
этими картами! «ОН»… в момент удивления и растерянности человек произносит
подобный звук, освобождая внутреннее пространство от напряжения.
Впоследствии Эли Раману, совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером разработал
правила и принципы использования карт как инструмента проективной терапии.
А в 1983 году происходит встреча Эли Рамана с немецким издателем Морицем
Эгетмайером, которая становится отправной точкой на пути узнаваемости карт, как
самостоятельного метода.
Сегодня карты «ОН» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме
них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться,
как сами по себе, так и в любых комбинациях, с любыми другими колодами
ассоциативных карт.
В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно
недавно, но их узнаваемость с каждым днем стремительно растет благодаря
психологам, психотерапевтам, консультантам и другим специалистам, интересующимся
практической психологией, использующих этот прекрасный метод в своей
деятельности.
Использование метафорических ассоциативных карт позволяет человеку выявить,
рассмотреть и глубоко проработать такие темы, как:
- взаимоотношения,
- кризисы,
- конфликты,
- страхи,
- самоопределение,
- выбор,
- мотивация,
- развитие творческих способностей,
- поиск смысла,
- личностный и профессиональный рост и т.д.
Декабрь, 2010г.
|
|
|